воскресенье, 25 августа 2013 г.

Немножко лидского и щучинского района

Ночь..поезд...велосипед...
Все как обычно, но все равно не обычно :)
Немножечко сна и немножкр волнения. Сборы, путь на вокзал и.. разборы :) Велосипеда.

Поездка наша началась в 1.40. Добираемся  до Лиды полуночным поездом 077Щ МОСКВА БЕЛ - ГРОДНО. У нас в запасе три с половиной часа на сон и мы постарались их употрибить на максимум, с большего даже удалось.
В город мы приехали ранним утром. Начинался поздне августовский рассвет, ласковый и теплый, на предстояло еще немного подождать наших собут   единомышленников из Гродно, которые ехали тоже рано утром, но с меньшим комфортом и на электричке.

И вот мы встретились и двинулись в путь. Лида  - город маленький и мы быстро выехали на дорогу в сторону пригорода. Что приятно удивило - на трассе была выделена полоса для пешеходов и велосипедистов. Было очень комфортно ехать, трасса хорошая.
Первой на нашем пути был поселок Белогруда с кастелом св. Михаила Архангела за костелом небольшая часовенка деревянная и кладбище.

Уезжая из этого красивейшего места мы встретили пожилых бабушек, которые как и мы передвигались на велах и желали нам счастливого пути.

Следующим пунктом нашей поездки было село Тарново. Это довольно крупный поселок, где мы посмотрели усадьбу Грабовских. Сейчас в ней жилой дом, жильцы рассказали, что дом построен на славу! Рядом с усадьбой  - остатки ледовни, где с нами пообалась многочисленная дворовая живность :)

Спустившись немного вниз по дороге к ферме мы пробрались, в буквальном смысле, к остаткам ветряной мельницы, чем сильно возмутили работниц. С мельницы открывался потрясный вид на поле и лес впереди, из которого торчал шпить костела св. Михаила Архангела.

Дальше наша дорога легла мимо небольшой уже православной Свято-Успенской  церквушки. Она была закрыта и мы осмотрели ее только снаружи.

Следующими в пути нас ждали жемчужины нашего маршрута, они распологались в нескольких крупных поселках. Но мимо мы еще проехали одну церквушку в Лебеде. Лирическое отступленьице. Кто то возле церкви постарался и сделал немного позитива.

Малое Можейково. В поселке есть вполне приличный ликеро-водочный завод, жаль продукцию в Минск не завозят:) В усадебном комплексе распологается сейчас администрация завода.

Теперь жемчужина! Деревня мурованка. Памятник, охраняемый юнеско! Редкое наследие, уникальная церковь Рождества Богородицы. Она относится к храмам оборонного типа. Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, ведущими к бойницам, опоясывающим верхнюю часть храма.

На входе в церковь есть доска объявлений, где висит бумага с номером телефона женщины, которая может провести экскурсию. Ею оказалась местная жительница. Мы позвонили ей  и  через некоторое время она приехала и совершенно бесплатно рассказала нам о церкви, открыла ее, дала возможность походоть по башням, полазать по крыше. Это было здоровски! Наша экскурсовод много нам поведала из истории церкви, из особенностей архитектуры.
Тут мы устроили привал, перекусили и отдазнули. Затем снова двинулись в путь.
Следующий пункт остановки - Большое Можейково. Самыми интересными на мой взгляд оказались флигель, парк с брамой  и дом для рабочих.

Флигель сейчас жилой, живут в нем простые сельчане. Очень довольны постройкой:) Работный дом к сожалению пустует и в запущенном состоянии, он оказался немного заросшим травой, с забитыми окнами и остатками жизни живности и лец без места жительства к сожалению. Вокруг него зато было много вкусных сливок!
И двинемся в путь дальше. ехать было не далеко, но я не ожидала такого великолепия!
По дороге неожиданно наткнулись на два валуна - остатки ледникового периода. Возле них памятный знак об этом.

Желудок. Усадьба Четвертинских.
Кроме как дворец по другому не назовешь эту усадьбу. Она была построена в начале двадцатого столетия. После революции долгое время принадлежала казармам совецкой армии, о чем напоминают звезды на потолке и остатки сигнализаций совецкого типа на стенах снаружи здания.

Невероятно красивая парадная лестница ведет на второй этаж, где есть большая гостиная, балкон над входом. В нескольких комнатах приоконные пространства облюбовали ласточки. На первом этаже когда то снималось кино и после сьемок осталась эмитация камина.

Сбоку от усадьюы находится флигель, который был усадебным домом Тызенгауров. Они жили здесь, до Четвертинских. Он в заросшем виде, построен частично из валунов и камней, как и многие постройки лидского района.

Стоит отметить, что попасть к усадьбам не очень просто. Они обнесены забором, на входе есть сторож. Искать нужно большие железные ворота и стучатся в них, и просить сторожа, что бы он впустил.
В желудке мы еще заглянули в более современное и ухоженное здание католического костела Вознесения Девы Марии.

После костела мы сделали еще один основательный привал на обед возле памятного знака погибшим солдатам.

Теперь наша дорога повернулась в обратную сторону, к лиде. И ветер, который так шустро толкал нас вперед, теперь дул все своей мощью в спину. Мы боролись как могли :) На пути нам встретились еще пара населенных пунктов Белица и Гончары. И где то между ними, около деревни Огородники не известная церковь еще на реставрации.

Путь назад был нелегок, я не выдержала до финиша и подьехала последние 15 км на автобусе. :) Но сделала себе небольшую экскурсию по лиде в ожидании ребят.
А те, кто добрался, увидили счастливый финишь!

И вот он обратный путь. Вечер, поезд.. 078Б ГРОДНО - МОСКВА БЕЛ. Но к ночи мы были уже в Минске. Однако проспали мы крепко и сладко. Ребята из Гродно отправились на электричке домой.

Карта нашего маршрута:

Еще немного фото:

1. https://plus.google.com/photos/103046317125709887983/albums/5916004522886993953?authkey=CIPJg_jen9uPXQ
  2. https://plus.google.com/photos/102654173412787458123/albums/5917322942018639729
  3. https://plus.google.com/photos/+SergeyTarasevich/albums/5918209018605036145?authkey=CP2K5e3T9c-vcA